Мой сайт
Пятница, 27.06.2025, 01:48
Меню сайта

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Март 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Главная » 2013 » Март » 30 » Arsamania.com
    14:15
     

    Arsamania.com





    Наследие «Непобедимых»

    Ровно восемь лет назад фанаты «Арсенала» праздновали историческую победу в премьер-лиге. Победа в чемпионате всегда по-своему особенна, но чемпионство в сезоне 2003/2004 – событие из ряда вон выходящее. Все потому, что весь турнир был пройден без единого поражения – ту команду так и окрестили – «непобедимые».


    Да, тогда не были завоеваны ни кубок Англии, ни кубок Лиги, ни кубок Лиги чемпионов, но факт чемпионства с нулем в графе поражений сам по себе примечателен. Год спустя «Арсенал» завоевал кубок страны, однако тот трофей, к сожалению, открыл семилетнюю бестрофейную эру «канониров». Немалый срок для такого клуба, как «Арсенал». Все игроки того «непобедимого» поколения клуб уже покинули. Ту команду, наводившую страх на всех соперников, уже потихоньку забывают. «Канониров» уже не рассматривают как основных претендентов на тот или иной титул. «Непобедимые» канули в лету, от той команды не осталось и следа.

    Но тот «Арсенал» оставил богатое наследие всему мировому футболу, актуальное и в наши дни. Как, например, в мире моды есть свои законодатели, так и в футболе. Так что же оставил нам в наследство та «непобедимая» команда?

    «Перевернутый» вингер

    Подобная тактика означает, что фланговый игрок играет на стороне поля, противоположной его сильной ноге. Примером могут послужить Месси, Роббен, Рибери и Малуда. Роббен, к примеру, левша, однако ван Галь упорно ставил его на правый край. Игроку удобнее смещаться в центр, что несет в себе множество преимуществ. Во-первых, ему удобнее бить по воротам. Во-вторых, он уводит за собой своего опекуна, открывая путь крайнему защитнику. В-третьих, таким образом, игрок вынуждает своего соперника идти в отбор нерабочей ногой. На левый фланг обороны, как правило, выходит играть левша, и в таких ситуациях ему приходится отбирать мяч правой ногой.

    Вообще, понятие «перевернутого» вингера существует довольно давно, с 1950-х – 1960-х годов. Игрок атаки «сваливался» в центр, уводя за собой крайнего защитника соперника, в то время как подключивший фланговый бэк его команды получал свободное пространство. Но этот маневр как часть своей тактики никто не рассматривал. Если подобное и происходило, ту сугубо спонтанно и особой популярности данный трюк не получил. Пока на сцену не вышел Тьерри Анри.

    Анри – правша, однако играть предпочитал на левом фланге. Вместе с Эшли Коулом они любую оборону проходили как нож сквозь масло. Позволить Анри сместиться в центр и предоставить ему пространство смерти подобно, однако плотная опека француза развязывала руки Эшли Коулу. Просто остановить Анри – задача не из простейших. Прилепитесь к нему, и он просто оббежит вас. Предоставьте ему немного пространства в надежде предотвратить обводку и он просто пробьет издали своих фирменным крученным ударом. А с появлением Эшли Коула, который расширял фронт атаки и снабжал партнеров подачами с фланга, задача становилась вообще невыполнимой. Мое заявление покажется кому-то спорным, однако я считаю, что именно Анри изобрел понятие «перевернутого» вингера. Это было не спонтанное, ситуативное смещение, а запланированная предматчевой установкой тактика.


    Стоит отметить, что Венгер вряд ли думал об изобретении концепции «перевернутого» вингера, однако невольно эта тактика стала основной. Француз тогда всегда говорил своим форвардам смещаться по диагонали. Играя в связке с Вильтором, Анри выступал слева, однако регулярно смещался на противоположный фланг, вводя в ступор оппонентов. К тому же Венгеру очень повезло с Коулом, который идеально вписывался в тактику «перевернутых» флангов, позволяя ей работать на все 100%. Он любил подключаться к атакам, обладал выдающейся скоростью, отлично подавал, и быстро возвращался в оборону. Когда диагональные смещения Анри стали сочетаться с подключениями Коула, Венгер осознал всю мощь данного маневра. Связка Анри-Коул стала визитной карточкой атак «Арсенала», а подобная тактика получила популярность и используется до сих пор. Месси-Алвес, Роббен-Лам, Малуда-Коул – лишь самые очевидные примеры.

    До того, как на трон английского футбола взошел «Арсенал», балом на Туманном Альбионе правил «Манчестер Юнайтед». Феноменальным получился у них сезон 1998/99. Тогда «дьяволы» оформили золотой требл, обыграв в финале Лиги чемпионов «Баварию» благодаря двум голам в добавленное время. В то время МЮ считался законодателем футбольной моды и все клубы старались скопировать стиль и тактику Сэра Алекса. Шотландец использовал стандартную схему 4-4-2, где каждый игрок на поле знал свою позицию и строго выполнял предустановленные функции.

    На страже ворот стоял громадный, но в то же время пластичный Шмейхель, центр обороны прикрывали две «скалы» – Стам и Берг. Регулярную подпитку форвардов навесами справа осуществлял Гари Невилл, в то время как слева действовал сугубо оборонительный бэк Денис Ирвин, который своей тягой к обороне компенсировал постоянные подключения Невилла.


    Полузащита была еще более шаблонной. В центре действовала классическая связка разрушитель-креативщик (Кин – Скоулз), справа выступал основной поставщик подач Бэкхем, слева – мобильный бегунок Гиггз. Лишь пара форвардов была немного не «по конспекту», однако и ей приходилось придерживаться строгой модели Фергюсона. Зачастую дуэт нападающих комплектуется по принципу «один создает, другой забивает», однако в «Юнайтед» на острие играли два универсала ( Коул – Йорк). Казалось бы, вот она революция в футболе, однако по сути все было предельно просто. Старый метод «один создает, другой забивает» использовался в МЮ на всю катушку, с единственным отличием, что Коул и Йорк постоянно менялись ролями. Если Коул смещался на фланг или к центральному кругу, то «наконечником» становился Йорк – и наоборот.


    И это работало, «дьяволы» постоянно оставляли в дураках защиту соперников при помощи подобных маневров. Это было достигнуто благодаря высочайшему классу исполнителей, по футбольному умных и понимающих друг друга на телепатическом уровне. Обзавестись такими мастерами, как понимаете, было непросто.

    А затем пришел «Арсенал» и сломал понятие строгой схемы. И если оборону сложно как-либо модифицировать, то с атакой вариантов было предостаточно. Единственным отличием было то, что за атаку у «канониров» левый фланг обороны, а не правый, как у «Юнайтед». Средняя линия и атака у команд отличалась кардинально, и подобное философия изменила футбол. Дьяволы использовали в центре типично разрушителя (Рой Кин) и типичного креативщика (Скоулз) – у лондонцев подобного разделения обязанностей не было. Оба игрока (Виейра – Жилберто) в середине играли роль эдакого «якоря» – они не были «заточены» исключительно под оборону, а контролировали весь фронт средней линии. Ни одна команда в то время не использовала центральных хавбеков настолько разнопланово. Поголовно использовалась тактика «разрушитель-креативщик». Если кому-то приходило ставить в центр двух универсальных хавбеков, то такие команды, как правило, действовали слабо либо в атаке, либо, напротив, в обороне. Тогда основной функцией центрального хава было предотвращение атаки соперника, перед тем как в игру вступят защитники. В «Арсенале» они имели и атакующую функцию. Когда Виейра бежал вперед, его страховал Жилберто.


    Подобной тактикой успешно воспользовалась мюнхенская «Бавария» шесть лет спустя. Тогда немцы дошли до финала, а стержень команды в полузащите составляли Марк ван Боммель и Бастиан Швайнштайгер. Стиль игроков разный, но концепция, по сути, та же. Шутка ли, но до возвращения Скоулза, даже «Манчестер Юнайтед» играл в центре поля по такой тактике. Сейчас она немного изменилась, клубы не используют дуэт центрхавов, а одного или даже трёх. Бускетс в «Барселоне», как пример. Или трио Камбьяссо-Мотта-Дзанетти в «Интере» Моуриньо.

    Вингеры в «Арсенале» тоже действовали не по стандартному шаблону. Я позже объясню как именно они «революционировали» футбол. Венгер использовал так называемую тактику «подвижной позиции». Пирес и Юнгберг не были привязаны к своему месту на футбольном поле, им разрешалось действовать по всему фронту атаки. Они даже могли по ситуации меняться местами с Вийера, Силвой, Анри и Бергкампом, однако ключевой «фишкой» была смена позиций между собой. Вскоре подобная ротация флангами между двумя вингерами стала использоваться повсеместно. Португалия, к примеру, добралась до финала Евро-2004, имея на флангах таких игроков, как Луиш Фигу и Кришиану Роналду, которые любили «махнуться» позициями.


    В наше время вингеры не меняются местами, потому что сейчас команды не используют классического флангового полузащитника. Ныне широта атак поддерживается кем-то одним из средней линии либо фланговыми защитниками. Но сама концепция «подвижной позиции» до сих пор широко распространена в футболе. Сейчас редко встретишь футболиста, действующего строго по одной позиции.

    Атакующая линия «канониров» также существенно отличалась от других клубов. Как правило, «наконечник» действует высоко в центре нападения, в то время как его партнер смещается в середину поля. Или же, если в связке играли два «наконечника», то они оба действовали весьма высоко, ожидая длинный пас в надежде начать контратаку. «Арсенал» не прибегал ни к первой тактике, ни ко второй. И Анри, и Бергкамп любили «сваливаться» назад, хотя француз действовал чуть выше, но не в центре, а слева.


    К тому же, у Анри не было тех ключевых качеств, присущих типичному бомбардиру Премьер-лиги. Тогда форвард должен был быть «тараном». Они имели «любимую» ногу и уверенно чувствовали себя на втором этаже. Вспомните, например, Ширера, Иана Райта, Хассельбайнка. Анри не был таким. Его удар не был очень сильным, Тьерри всегда бил на исполнение, фирменно подкручивая мяч. И, несмотря на немалый рост, игра головой у Анри была самой слабой составляющей. Зато он обожал вступать в обводку – то, о чем британские форварды в то время могли лишь мечтать (за исключением Дзолы). Откровенно говоря, Анри был уникальным форвардом для английского футбола, и именно его нестандартная игра была откровением атак «Арсенала».

    «Растянутые» полузащитники

    Все четыре хавбека «Арсенала» привнесли в футбол что-то новое. Виейра и Сильва в центре поля, Пирес и Юнгберг на флангах. Они играли на обоих краях, в то же время не являясь вингерами. Вингер в традиционном понимании этого слова действует по всему краю поля, стараясь подать от лицевой линии. Важнейшими параметрами являются скорость, дриблинг и умение навешивать. Ни Пирес, ни Юнгберг этими не владели этими качествами в достатке.

    Пирес, по сути, был центральным хавбеком. Он не мог проскальзывать мимо защитников как, к примеру, Гиггз и Висенте. Он умел грамотно распорядиться мячом, но не подачей, а коротким пасом – это совсем разные вещи, как вы понимаете. Юнгберг обладал приличной скоростью, однако не мог с перемещаться с мячом столь же быстро, как без него. Его навесы тоже были далеко не выдающимися. Что же тогда они умели?


    От остальных их отличали футбольный ум и умение работать на команду. Пирес отлично знал когда именно нужно отдать мяч, выдвинуться вперед, поменяться местами с Юнгбергом или организовать «смертельный» треугольник с Анри и Коулом. Когда Анри не было на левом фланге, на эту позицию смещался Пирес, играя таким образом роль «перевернутого» вингера. Неудивительно, что Венгер назвал Робера лучшим левым полузащитником из тех, с кем ему приходилось работать.

    Если Пирес не был идеальным примером классического вингера, то Юнгберг был еще хуже. Его главными козырями были неожиданные прорывы сквозь оборону соперника, едва уловимое движение без мяча и умение бесшумно подкрасться к эпицентру событий на поле. Откровенно говоря, если бы не Венгер и его взгляды на футбол, Фредди вряд ли бы стал популярным футболистом. Его игра в пас, обводка и удары были весьма средними. Да, он быстро бегал, но для успешной игры вингером он не обладал филигранным дриблингом и точечными подачами с флангов. Однако Венгер заметил у Юнгбера его невероятное понимание игры и сделал шведа одним из лучших хавбеков того времени.

    В наши дни тактика «растянутых» полузащитников довольно популярна. Венгер до сих пор ее придерживается, зачастую ставя своих главных креативщиков на фланг (Насри и Росицки). К этой тактике прибегал и Раньери. Своих плеймейкеров Альвареса и Снейдера он нередко выпускал на левый фланг. Таким образом, Венгер создал в футболе еще один тренд – он нашел на футбольном поле новое место для умных и технически одаренных футболистов, ведь до этого на фланги ставили в основном исключительно быстрых игроков.

    Новое значение скорости в английском футболе

    Англия всегда славилась своим силовым футболом. В первую очередь ценились выносливость, скорость и мощь. Именно оттуда пошло выражение «Бей-беги», так как подобную манеру зачастую наблюдали в английском футболе. Мяч очень много времени проводил в воздухе, а высоченные защитники и нападающие регулярно сражались за кожаную сферу на втором этаже. Первым звоночком стало появление такого футболиста, как Пол Гаскойн – тогда поняли, что на Альбионе можно играть в совсем другую игру. Затем на сцене появился Скоулз, поразив всех своими плеймейкерскими способностями.


    Однако, не смотря на то, что футболист с амплуа «плеймейкер» играл все более и более важную роль, английские клубы все равно зачастую полагались на верховую игру с забросами и навесами чуть ли не от собственных ворот – «Манчестер Юнайтед», к слову, тоже не был исключением. Ключевую роль играли Невилл и Бэкхем, действительно умеющие навесить. От других коллективов «дьяволов» отличало то, что навесы эти были исключительно точны, да и помимо длинных передач у команды были еще козыри. Своим феноменальным дриблингом мог блеснуть Гиггз, а Скоулз мог разрезать оборону соперника одним точечным пасом.

    «Непобедимые», в свою очередь, вообще не пользовались длинными передачами. И Коул, и Лаурен предпочитали простреливать в штрафную соперников низом, зная, что ни Анри, ни Бергкампом на втором этаже не блистали. Высокие подачи использовались только при «стандартах».

    Как и любая английская команда, «канониры» полагались и на скорость. Говоря про скорость в «Арсенала», мы сразу вспоминаем Тьерри Анри. Спринтерской скоростью обладали также Коул, Лаурен, Юнгберг, Вильтор и Бергкамп (шутка ли, в те годы вторым по скорости игроком «Арсенала», после Анри, был именно Бергкамп). А что же тогда собственно выделяло «Непобедимых» на фоне других? Ведь во всех клубах Премьер-лиги присутствовали скоростные игроки.


    Разница была в том, что «Арсенал» полагался не только на скорость футболиста, но и на скорость мяча. Полагаясь на игру в короткий пас, мяч очень быстро перемещался от одного исполнителя к другому. Длинной передачей можно сократить время доставки мяча от собственных ворот к владениям соперника, но мяч движется гораздо медленнее, нежели при использовании короткого паса. А чем медленнее летит мяч, тем больше времени у защитника на его остановку и отбор.

    Скорость перемещения игрока и мяча важны, однако любая скорость бесполезна без должной точности. Главной проблемой длинных передач была дистанция между пасующим и принимающим, поэтому отдать такой пас точно было зачастую проблематично, если ты конечно не Бэкхем или не Верон. Играя исключительно в короткий пас, «канониры» снижали возможность перехвата. И, соответственно, чаще времени владел мячом. Чем больше ты владеешь мячом, тем меньше времени у соперников остается на свои атаки. «Пока мяч у нас, нам не забьют» – такую философию проповедовала команда Венгера.

    В наши дни игра в пас стала важнейшей составляющей английских команд. За исключение «Стока», «Ливерпуля» (когда не играет Суарес и на острие атаки выходит Кэрролл) и еще нескольких клубов, все остальные предпочитают игру короткими передачами. Пусть даже и получается у них не так удачно, как у других европейских команд. В «Сити» за передачи отвечает Сильва, «Юнайтед», нуждаясь в распасовщике, вернул Скоулза, «Арсенал» приобрел Артету, чтобы чаще держать мяч, в «шпорах» заправляет Модрич, в «Челси» – Мата.


    Вся большая пятерка клубов имеет в своем составе плеймейкера, и данный факт подчеркивает важность игры в пас. А ведь всего двадцать лет назад в Англии о подобном даже не задумывались (несмотря на то, что в 1953 году Венгрия наглядно показала англичанам как именно нужно играть короткими передачами, разгромив их на «Уэмбли» 6-3).





    Просмотров 654 | Дата 19.05.2012 | Всего комментариев 4


    Просмотров: 289 | Добавил: atuesed | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2025
    Бесплатный конструктор сайтовuCoz